Я увидел этих рыб в 1986 году на речке Пила, на Терском берегу. Мы были рады, что рыбы много, и что она хватала блесну. К тому же рыбина оказалась сильной и билась на крючке куда бойчее местных кумж и хариусов. Как я понял позже, репутацию примитивно «спиннинговой» рыбы она оправдывает не всегда. Обычно легкая добыча, горбуша вдруг артачится и перестает хватать блесны и воблеры. С тех пор, как я стал с мухой гоняться за семгой, горбуша оказалась неинтересной. Во всех интересных местах, где обычно ожидаешь удара настоящего благородного лосося, копошатся тени горбуш. Я не готов судить, хорошо или плохо то, что горбуша появилась в водах Кольского полуострова, но ловить ее интересно, рыба все-таки крупная и сильная. Стоит учесть тот момент, что интересна такая ловля горбуши ещё и потому, что, в отличие от спиннинга, в нахлысте так и осталось неясным, как это делать правильно.
Последние годы заход и нерест горбуши растянулся по времени. Свежие рыбы попадаются почти до конца лета, а бои на нерестилищах можно иногда наблюдать и в середине сентября. Считается, что рыба быстро «лошает», за неделю-две приобретает нерестовую окраску и все меньше реагирует на приманки. Так оно и есть, посеревшие и позеленевшие горбуши теряют свой темперамент и предпочитают заниматься брачными приготовлениями. К середине июля вся река бывает забита рыбой. Особо густо горбуша заполоняет все побережье раз в 2 года, таково сложившееся численное распределение ее популяции. Часть рыб отстаивается в ямах или за камнями на умеренном течении. Более зрелые или агрессивные рыбы выходят на мелкие места, покрытые галькой - будущие нерестилища. Самцы уже приобрели горбы и начинают давить друг друга на струе. Крупные особи просто высовывают нос чуть дальше, вперед соперника, и разворачивают тело боком. Струя и плоский горб помогают оттеснить соперника вниз от группы ожидающих самок. Иногда самцы примерно одних размеров, как будто сцепившись, проносятся с брызгами 5-10, 30 метров. Забавно, что пока крупные самцы дерутся за символическую территорию, мелкие вполне мирно участвуют в нересте. Весной, благодаря горбуше, наступает второй этап временного изобилия. С половодьем в море начинает скатываться малек. Горбушки длиной в 2-2.5 см уже имеют «взрослую» серебряную окраску и быстренько по высокой холодной воде уходят из реки. Едят их все: смолты семги, кумжа, хариусы, птицы. Часто много мальков скапливается на плесах в местах, где течение замедляется и река раздается вширь. В пору холодной воды здесь же обычно стоят и смолты семги, избегающие быстрой ледяной воды. Наверняка весной это самый калорийный корм для молоди лосося. Весенний паводок убирает с реки все следы погибшей рыбы, нет ни горбуши, ни тел погибших после нереста или зимовки семги. Вода ледяная и чистая, все в порядке.
На Беломорских реках горбуша появляется в реках обычно уже в конце июня. Она быстро поднимается вверх и начинает скапливаться в удобных для отстоя ямах и плесах. Если вы ловите далеко от устья, тогда совсем нетрудно спутать ее с кормящимся хариусом. Обычно самцы после нереста выстраиваются в колонну на струе у нерестилища, и любой заброс туда приводит к поклевке. Но труднее всего бороться с «лохами», забагренными за горб или спинной плавник. Хоть динамики в таком вываживании не так много, хорошего самца бывает снять со струи тяжелее семги. Не знаю, есть ли смысл ловить таких рыб, но периодически они хватают проплывающую мушку. Если это самка, то можно оправдать все возможностью взять рыбину на икру. Но борьба с самцом хоть не имеет смысла, но бывает любопытна. Чаще всего вдруг что-то повисает на шнуре, подсекаешь по привычке, и там оказывается какая-то «доска», которая упрямится и никак не желает показаться на глаза. Удивление сменяется досадой, когда понимаешь, что это «горбыль» зацепился за мушку. Самец использует свой горб, становится поперек течения и вода просто держит его, не вырвать.
Рыба имеет репутацию «дурной» и основная тактика ее ловли заключается в провокации. Конечно, этот кошмар лишь плод неудовлетворенного самолюбия рыболова, задетого за живое. Останавливает нас то, что трудно разобраться в принципах ее реакции на искусственные приманки и на мушки. Здесь нет каких-то закономерностей, не выработаны стереотипные приемы в отличие, например, от семужной ловли. Используются достаточно крупные, яркие мушки, часто это семужные варианты большой воды. Бывает, перебираешь мушки после каждых 3-4 забросов, а ни одна рыбина из целой стаи так и не ударит по приманке. Последние годы я как-то все больше отхожу от стандартных рекомендаций в выборе приманки при ловле этой рыбы. Обычная мокрая мушка представляется мне часто более эффективной, чем розово-фиолетовые пуховики. Да и методы ловли в таких случаях могут быть самыми разнообразными. Оказалось, что горбуша неплохо реагирует на нимфу! Я оснащал фантазийную нимфу вольфрамовой головкой для удобства ловли на больших дистанциях и ловил, как обычной мокрой мушкой: бросал поперек и вниз, немного придерживал и спускал по течению. Иногда из-за глубины я бросал чуть вверх по течению, давал мушкам немного времени на погружение, иногда притормаживал их в конце проводки, принуждая остановиться и приподняться вверх. Такие движения приводили к поклевкам рыб, которые прежде не выдавали своего присутствия. Если кого-то заинтересовала возможность ловли горбуши на нимфы, то наверняка придется учесть характер нимф. Вряд ли стоит пробовать имитационные мушки. Не стоит не потому, что вряд ли клюнет, а потому, что такие мушки требуют натуральной естественной проводки в воде. Обычно же используются более простые методы, типа «мокрой» мушки и ее «агрессивных» вариантов с забросом снасти вниз и поперек с постепенным сносом и удержанием мушки. Поэтому практичнее использовать "нимфоподобные" мушки. Они могут быть достаточно яркими, чтобы выйти из числа имитационных, но по размеру и конструкции соответствуют нимфам или мокрым мушкам.
За прошедшие годы у меня так и не сложилось определенной системы в ловле горбуши. Может быть, ее метаморфоз в речной воде проходит слишком быстро, и каждому ее возрасту нужно угодить специально? Конечно, наибольший интерес представляет ловля серебряной, только что вошедшей в реку рыбы. По моим наблюдениям именно активно идущая вверх по течению рыба лучше реагирует на мушку. Поэтому места для ловли лучше выбирать самые ближние к морю. На струе, на мелких, каменистых перекатах рыба агрессивна и, случается, всем на радость атакует мушки без особого разбора. Но горбуша движется вверх крайне неравномерно. Она начинает останавливаться совсем недалеко от моря, в первых скальных расселинах и плесах, в то время как другие рыбины стремительно поднимаются на 10-20 км по реке. Таким образом, от эстуария на несколько километров вверх образуется такая смесь из свежей серебряной рыбы и уже постоявшей в пресной воде. Там, где есть ямы, плесы или иные места для длительной стоянки, горбуша как-то теряет интерес к мушке.
Приятно, что можно использовать обычные снасти среднего класса, например - «универсальные» удилища 67. Каких-то особых требований к шнурам также нет, удобнее всего простой плавающий WF. Больше внимания можно уделить подлескам в соответствии с методом ловли. Для крупных агрессивных мух и «лососевой» проводки достаточно поставить толстый конический подлесок типа heavybutt и короткий поводок 0.25 мм. Общая длина может не превышать 2-2.5 метров. Такая «энергичная» снасть хорошо выносит и разворачивает тяжелые приманки, особенно если надо забросить ее чуть дальше комфортных 15 метров. Для ловли на мокрые мушки и маленькие стримера снасть надо сделать более деликатной. Мушка должна находиться в рабочем положении и иметь дополнительную подвижность. Часто надо выполнять поперечные забросы, облавливая камни или другие интересные с нашей точки зрения места. Поэтому приходится постоянно манипулировать шнуром и подлеском, выполняя различные типы забросов, мэндинги и прочее. Мне кажется подходящим стандартный конический подлесок 270 с поводком 0.22 длиною около полуметра. При ловле на ограниченной территории, в скальных ямах, на небольших глубоких плесах длину подлеска лучше сократить и оставить общую длину снасти около 2.50 метра. Так проще контролировать происходящее и вести мушку в спокойной воде.
Можно поискать другие способы ловли и другие приманки для горбуши. Я помню, что местные рыбаки на Умбе ловят горбушу, идущую в реку, на поплавок в проводку. Вместо наживки – небольшая блесна типа зимней и опарыш на крючке. При этом поклевки не единичные, а серийные. Я был удивлен синхронностью действий рыбаков, которые стояли в ряд и очень ритмично бросали и так же доставали рыб. То есть можно найти приманку действительно рабочую. Здесь надо вернуться к нахлысту и попробовать старые приемы, что работают на Камчатке, например. Тогда сразу будет ясно, что ловить придется глубоко у дна, мушки должны быть утяжелены и проводка их желательна самая медленная и неторопливая. Для такой работы, возможно, лучше других подходят зонкеры с металлическими головками или глазами. Этот выбор уже на ваш вкус, решайте сами, чем утопить мушку. Ну и цветовая гамма становится понятной - это розовые, фиолетовые цвета, фуксия и их варианты. Я думаю, что перенос камчатских методов в ловле горбуши на Кольский может быть оправдан.
В любом случае выбор методики ловли и размера-веса мушки будет зависеть от характера места ловли. Можно лишь напомнить общее универсальное правило – начинать рекомендуется с агрессивной ловли. Ставим большие яркие мушки и энергично водим их со всевозможными стрипами, мендингами, провоцируя поклевку самых нетерпеливых рыб. Если клев затихает или сверхактивных рыб нет вовсе, понемногу меняем тактику, меняем мушки на более скромные, снижаем темп проводки. И так далее, в зависимости от результата. На больших и незнакомых водоемах трудно психологически отказаться от крупных мушек. Действительно, ими легче прочесать территорию, но пассивных или осторожных рыб всегда больше, чем нам кажется. Поэтому, если не клюет, нет смысла весь день ловить на одну приманку в надежде на поклевку. Иногда надо сделать паузу и сменить метод ловли, поменять мушку. Примеры активного клева серебряной горбуши мне встречались несколько раз и только на мушки «форелевого» типа или назначения, например Red Tag. Что именно понравится горбуше, сама мушка или ее поведение, я не знаю. С другой стороны интересно, что даже совсем свежую, серебряную рыбу достаточно мало интересуют стримера в точном смысле этого термина. На имитации малька никогда не было стабильных результатов, хотя представляется, что морская рыба первым делом хищник и должна желать съесть какую-нибудь мелочь, но, возможно, мы склонны переоценивать агрессивность этих рыб. Я много ловил на «пиявки», мушки типа «woolly bugger», с оглядкой на кумжу. Ареал морской форели и горбуши часто совпадает, и какие-то выводы можно сделать. Если перебирать варианты окраски, размера или огрузки «buggera», то можно адаптировать его к кумже, но вот атака горбуши, в большинстве случаев, все равно выглядит случайной. Перемена проводки, работы мушки не сильно влияет на эффективность. Но все же на плесах или в ямах, в затишках за камнями, поклевки чаще случались при непрерывном подтягивании мушки из глубины к поверхности. Нужно отметить, что подгруженный металлической головкой GHWB «woolly bugger», возможно, конструктивно лучше приспособлен для работы в таких условиях.
На реках Терского берега сёмга, безусловно, имеет приоритет, но ведь интересно бывает половить форелей, есть любители хариуса. Ловля морской кумжи в эстуариях, в приливной зоне стала сверхпопулярной. Для многих бывших лососятников теперь это рыбалка №1. А горбуша по-прежнему задвинута куда-то на задний план. Но ведь это красивейшая рыба! В борьбе на крючке она просто сумасшедшая, и таких спринтеров больше нет у нас. Горбуша может побить все рекорды по обрывам и сходам. Дело в чрезвычайно остром темпераменте относительно ее 1.5-2 кг массы. Появление горбуши в реках мешает не только семужатникам. С точки зрения любителей ловли хариуса, такая массовая инвазия тоже нежелательна. Во-первых, хариус меняет стоянки и в очень неплохие месяцы для его ловли, в июле–августе, на привычных местах их не найти. Во-вторых, многие рыбы непосредственно у нерестилищ начинают питаться почти исключительно икрой горбуши. Тогда в желудках хариусов кроме икры ничего нет. Поздней осенью, когда живых горбуш уже нет, лишь их останки лежат то тут, то там, икра может быть основой питания хариуса. На некоторых участках рек икра вымывается из галечника. Возможно, это связано с дождями и подъемом уровня воды, которая размывает нерестовые бугры. Если рыба попадется, то можно обнаружить желудок, полный икры. Но это касается не всех рыб, на соседнем перекате или повороте в желудках хариусов может быть обычный корм, поэтому и ловить их можно привычными способами. Но явление это все же локальное и в общем смысле его можно оценить, как положительное. Ведь некоторые годы бывают бедными, маловодными, корма по каким-то причинам мало, рыба даже летом растет медленно. Кстати, икра лососей всегда попадала в меню местным кумжам и хариусам. Появление в местных реках горбуши только вывело процесс на новый уровень. Нужно заметить, что и семга при случае поедает икру горбуши в приличных количествах. Эта информация обычно игнорируется, но что есть, то есть.
интересная статья.